50 фактов о московском метро

Слухи и легенды 1. Крысы-мутанты
Они размером с собаку. Живут в тоннелях метро и перегрызают кабели. Спецназовцы охотятся на них с огнеметами. Слух родился во время перестройки,но оказался на редкость живуч. В Алматы метро только строится,а легенды о крысах-мутантах уже тревожат горожан.

2. Метро-2
С начала 90-х появились слухи о существовании секретного метро. Якобы три или четыре ветки ведут от Кремля к военным объектам в Подмосковье (Подольск, Чехов, Внуково-2). Если американцы сбросят на Москву атомную бомбу, правительство сможет эвакуироваться в безопасное место. По одним сведениям, эта система получила название “Метро-2″,по другим — “Д-6″.

3. Собаки в метро
В метрополитене живет порядка 500 особей. Здесь они греются зимой и попрошайничают. Одни собаки толкутся в вестибюлях станций, другие ездят в поездах. Насколько хорошо ориентируются животные в системе линий ипересадок московского метро,неизвестно.Однако ходят упорные слухи, что многие псы живут на одних станциях, а “на работу” ездят на другие.

4. Станция “Советская”
Эту станцию Замоскворецкой линии планировалось построить прямо под зданием Моссовета (ныне мэрии). Говорят, ее и впрямь построили,но почти сразу закрыли, засекретили, и теперь даже следов не найти: тоннель как тоннель. Несомненно одно: с 1938 до 1979 года,пока не открыли “Тверскую”, между “Маяковской” и “Театральной” был длинный перегон без остановок.

5. Загадочный переход на “Ленинском Проспекте”
В середине станции находится закрытый переход. Он ведет на уже построенную пассажирскую станцию “Площадь Гагарина” Малого кольца Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское движение,и переход пригодится.

6. Закрытый выход на “Битцевском Парке”
Закрытый выход в город находится тоже на Калужско-Рижской линии — конечной станции “Битцевский Парк”. В конце 80-х годов в Битце планировали построить гигантский зоопарк c отдельным выходом к нему, но не построили. Есть только портик, и на портике — железный флюгер с изображениями зверей и птиц.

7. Исчезнувшие станции
Две станции метро закрыты для пассажиров навсегда. “Первомайская” (не путать с действующей современной одноименной станцией) и “Калужская” раньше были конечными и располагались на поверхности одноименных депо.Потом линии продлили, построили новые подземные станции,а старые закрыли.

8. Метро при царе
Первые проекты строительства метро в Москве относятся к 1890 году. Линии планировалось проложить в тоннеляхи по эстакадам. Любопытно, что метровокзал должен был располагаться на Красной площади, примерно в том месте, где сейчас находится Мавзолей. Постройке помешали извозчики и духовенство.

9. Метро в Мытищах и Бирюлеве
Разговоры о появлении метро в этих районах ведутся так давно, что стали похожи на злую шутку.Глава московского метро Дмитрий Гаев признается, что метро еще не скоро придет в Мытищи и Бирюлево. Мытищинцам особенно обидно, ведь одно время в вагонах висели карты с запланированной станцией “Челобитьево”.

10. Подземный Кремль
В 1934 году был разобран белокаменный Серпуховский кремль. Камень, из которого он был построен,пошел на отделку станций первой очереди — Сокольнической линии от “Сокольников” до “Парка Культуры” и нескольких станций Филевской линии.Говорят,что несколько камней досталось и открытой в 1983 году станции “Серпуховская”.

11. Потопы
В 84-м сразу после открытия движения на участке “Каширская” — “Орехово” в один из тоннелей прорвались воды Царицынского пруда. На восстановление участка ушло два месяца. Крупные прорывы происходили здесь в 2001 и 2003 годах.

12. Бодрая корова
Это сейчас метро не хватает,а в 1960-е годы оно прокладывалось с опережением: так, в 1963 году открылось движение по участку “Университет” — “Юго-Западная”. Во время строительства тоннелей случился казус: в котлован упала корова.

13. Машинист-африканец
Долгие годы ходят слухи о том,что в Москве есть чернокожий машинист. Известна история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но не смог вернуться на родину из-за государственного переворота.Он водит электропоезда на Замоскворецкой линии. Другая версия гласит, что юноша всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

Полезное

14. Бюро находок
За забытыми в метро вещами отправляйтесь на “Университет”. Склад забытых вещей находится в южном вестибюле (выход из центра зала). Если ваше имущество не украли бомжи,есть шанс получить его назад.

15. Падение на рельсы
Если вы оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд вас не заденет.Не лезьте на платформу: вы рискуете наступить на контактный рельс,по которому проходят 850 вольт.

16. Музей метро
Музей находится в южном вестибюле станции “Спортивная” по адресу: улица Хамовнический Вал, д. 36. Самые интересные экспонаты — макеты поездов и станций.

17. Как первым войти в вагон
Если присмотреться к перрону станций, то за белой полосой обнаружатся протоптанные дорожки к дверям вагонов. Состав всегда останавливается в одном и том же месте. Встаньте посередине светлого промежутка,и двери откроются перед вами.

18. Секс в метро
Чтобы избежать посторонних глаз, лучше выбрать утренние или ночные часы, когда некоторые вагоны пустуют. Оптимальный вариант — ответвление Филевской линии в сторону “Международной”. От “Киевской” до “Делового Центра” поезд идет 6 минут. Подождите конца года: на новых участках Арбатско-Покровской линии будут длинные перегоны — 5,7 км от “Парка Победы” до “Кунцевской” и 6,1 км от “Крылатского” до “Строгино”. Тогда у вас будет 7-8 минут.

Забавные факты

19. Доисторические животные в метро
Их можно встретить в любое время на тридцати станциях — тех, что выложены мрамором. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — все чувствуют себя в безопасности, навечно вмурованные в мрамор. Отыскивать их на станциях занимательно, особенно если вы кого-то ждете. Подсказки на сайте www.paleometro.ru.

20. Ноутбук и мобильный на “Киевской”
Станция “Киевская” Кольцевой линии покрыта мозаичными панно, прославляющими дружбу русского и украинского народов. В 2004-м во время “оранжевой революции” иные остроумцы заметили, что на панно “Борьба за советскую власть на Украине” изображен красноармеец с ноутбуком, разговаривающий по мобильному телефону. Зануды утверждают, что речь идет всего лишь об армейской рации.

21. Фонтан в метро
В переходе между станциями “Римская” и “Площадь Ильича” находится действующий фонтан.

22. Рекордсмены по переименованиям
Больше всех не повезло “Александровскому Саду”. Станция называлась и “Коминтерн”, и”Имени Коминтерна”, и “Улица Коминтерна”, с 1946 по 1990 год носила название “Калининская”. В 1990 году станция буквально несколько дней называлась “Воздвиженкой”.

23. Станция “Римская”
В Москве есть станция метро “Римская”, а вот в Риме “Московской” нет. Зато станция “Mosсova” есть в Милане. Названа она в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве, естественно, на стороне Наполеона.

24. Кино в метро
Практически вся реклама,где действие происходит в метро, а также кино и сериалы снимаются на неработающем втором перроне “Полежаевской”. Также нуждам кино пару раз служили тоннели центрального участка Люблинской линии. В тоннелях между будущими станциями “Марьина Роща” и “Достоевская” снимали сцену фильма “Мужской сезон. Бархатная революция”.

25. Русские горки
На Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, на выезде — немного вниз.Так сделано,чтобы поездам было проще тормозить и разгоняться.

26. Станция “Физтех”
В 1996-м в некоторых вагонах появились схемы линий,на которых была отмечена строящаяся станция “Физтех”. Она располагалась сразу за станцией “Алтуфьево”. Меж тем тянуть ветку через леса и поля к МФТИ, в город Долгопрудный, никто не собирался. Это была просто шутка студентов Физтеха. Подобрали соответствующий шрифт и цвет, на дорогом принтере распечатали “усовершенствованные” схемы и отправились их расклеивать по вагонам. По самым хвастливым оценкам, в акции участвовали 600 человек, по более реалистичным — 40. Еще несколько лет станция всплывала на самых различных ветках метро. Подробная история о станции Физтех

Для любопытных

27. Как поезда оказываются в метро
Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе “Метровагонмаш”. Готовые вагоны прицепляют к тепловозу и везут сперва по Ярославской железной дороге до станции “Северянин”, оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции “Подмосковная”. Отсюда есть ветка в депо “Сокол”. Схему путей можно посмотреть по адресу: www.metro.molot.ru/img/metro_all.gif.

28. Грузовые поезда
Часто днем в метро можно встретить грузовые поезда. В непиковые часы они перевозят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса. Грузовые поезда делают из обычных составов, с вагонов снимают крышу, чтобы помещать туда габаритные грузы.

29. Число вагонов
На Таганско-Кpаснопpесненской, Калужско-Рижской, Замосквоpецкой, Серпуховско-Тимирязевской — в поездах по восемь вагонов. На Филевской, Кольцевой, Каховской — по шесть, на остальных — по семь. На Бутовской иФилевской линиях ходят новые поезда типа “Скиф”, состоящие из трех двойных вагонов.

30. Рекорды строительства
Долгое время рекорд скорости в прокладке тоннелей в Москве составлял 460 метров в месяц. Он был установлен в 1965 году на строительстве перегона “Кузьминки” — “Рязанский Проспект”. Этот результат удалось улучшить: при строительстве тоннелей от “Парка Победы” к “Кунцевской” рабочие за месяц прошли 650 метров. Абсолютный же мировой рекорд принадлежит метростроевцам Петербурга. Там в 1970-е годы проходили до 1200 метров в месяц. Скорость строительства определяется многими факторами, из которых главные — качество оборудования, подготовка рабочих и инженеров, состав грунта, через который пробивают тоннель, и, разумеется, финансирование строительства.

31. Близнецы Арбатско-Покровская и Филевская линии
Многих пассажиров удивляет, что Арбатско-Покровская и Филевская линии дублируют друг друга. Дело в том, что сначала был построен радиус мелкого заложения. От “Площади Революции” поезда шли к “Александровскому Саду”, после “Арбатской” и “Смоленской” пересекали Москву-реку по метромосту и прибывали на “Киевскую”. Однако во время войны тоннель пробила бомба. Сталин велел прорыть радиус глубокого заложения. В 1953 году был открыт новый участок. Теперь от “Площади Революции” поезда следовали к новым “Арбатской” и “Смоленской”, пересекали реку по тоннелю и приходили на новую, глубокую, “Киевскую”. Старый участок был закрыт, и здесь устроили склад для сломанных вагонов. Но в 1958-м начали строить наземную ветку в сторону Филей, и вот тогда пригодился участок от “Александровского Сада” до “Киевской”. С тех пор линии дублируют друг друга, путая приезжих.

32. Монеты, жетоны и билеты
В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, которые действовали всего 35 минут,а проезд стоил 50 копеек. Турникеты появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек.Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли до 15 копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны, в ноябре — железные, которые действовали до февраля 1999-го. Вышедшие из употребления московские жетоны используются в метро других городов, например в Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В Москве же теперь используются только магнитные билеты (с 1993 года) и бесконтактные карты (с 1998-го).

33. Метромосты
Иногда линии метро выходят на поверхность — чаще всего для того,чтобы пересечь реку. Три моста пересекают Москву-реку: Киевский на Филевской линии, Автозаводский на Замоскворецкой и Лужнецкий со станцией “Воробьевы Горы” — на Сокольнической. На севере Сокольнической линии есть также небольшой мост через Яузу. Во всех остальных случаях метротоннели проходят под реками и каналами.

34. “Воробьевы Горы”
Эта станция, расположенная на двухэтажном Лужнецком метромосту, открылась в 1959 году и стала любимым местом для встреч влюбленных: парочки шли гулять по парку или поднимались по построенным рядом эскалаторам наверх, на самую вершину Воробьевых (в те времена Ленинских) гор. Строилась станция в спешке, торопились к Международному фестивалю молодежи: в результате и станция, и мост начали осыпаться. К 80-м годам ситуация стала критической. В 1983 году станцию закрыли, а в 1986-м поезда пустили по специально проложенным временным обходным путям. Реконструкция станции затянулась, и лишь в 2002 году ее открыли заново.А эскалаторы так и не восстановили; впрочем, их остатки и сейчас можно увидеть слева от южного выхода.

35. “Площадь Революции”
В нишах-арках станции “Площадь Революции” установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских героев. У статуи красноармейца периодически воруют револьвер:в среднем оружие пропадает 3-4 раза в год. А студенты предпочитают скульптурную группу “Пограничник с собакой”. Поверье гласит, что, если потереть нос сторожевого пса, экзамен будет непременно сдан успешно. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный самовар.

36. Самые-самые линии
Самая длинная линия — Серпуховско-Тимирязевская (41 км),а самая короткая — Каховская (всего 3,3 км). Самая загруженная линия — Таганско-Краснопресненская, с северо-запада по ней попадают в центр Москвы жители районов Строгино и Митино,а с юго-востока — жители Люберец, Жуковского и Раменского. Самая старая линия — Сокольническая, ее центральный участок открылся в 1935-м. Самая новая линия — “Бутовская”, она открылась в 2003 году.

37. Кросс-платформенные пересадки
В Москве есть три станции с удобными кросс-платформенными пересадками, когда поезда разных линий приходят на одну и ту же платформу. Это “Китай-город”, “Третьяковская” и “Каширская”. Для пересадок удобно, а вот для встреч — не очень: многие путаются, назначая свидания “у первого” или “у последнего” вагона.

38. Обмен поездами
Такие же, как в Москве, метропоезда работают в метро всего СНГ, а также в Софии, Будапеште, Варшаве, Праге и Тегеране.

39 “Парк Победы”
Это самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Однако в мире есть станции и глубже: например, киевская “Днiпро” — 100 м. У “Парка Победы” два зала и четыре пути — здесь должны были пересекаться Арбатско-Покровская линия и хорда, ведущая из Митина в Бутово. Также была запланирована отдельная третья станция для линии в Солнцеве.Но недополучающий финансирования метрострой с трудом осилил нынешние два зала, а проекты хорд отпали сами собой.
Несбывшиеся надежды

40. Проект “Большого кольца”
На станции “Курская” висит табличка “Курская Большого кольца”. Дело в том, что в конце 1940-х годов, когда появился проект нынешней Кольцевой линии, была также задумана и Малая Кольцевая, проходящая под бульварами. Однако проект так и не был осуществлен. Сейчас Большим кольцом называют линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные районы. В нее войдут современная Каховская линия и участок Сокольнической линии от “Черкизовской” до “Преображенской Площади”.

41. Московский монорельс
Монорельс в Москве планировали построить давно. Сперва собрались провести ветку от “Каширской” в район Орехова, потом хотели построить линию от “ВДНХ” вдоль Ярославского шоссе, но поняли, что монорельс просто не справится с пассажирскими потоками. Однако идея монорельса воплотилась в жизнь в 2004 году. Линия от метро “Тимирязевская” до улицы Сергея Эйзенштейна представляет собой довольно бессмысленный аттракцион.Проезд на нем стоит 50 рублей, составы ходят раз в 25 минут, пассажиров считаные единицы, а линия и вагончики сконструированы таким образом, что в случае внезапной остановки посередине перегона или аварии люди не смогут выбраться из поезда самостоятельно и вынуждены будут ждать помощи на высоте 6-10 метров. Линию должны были продлить до метро “Ботанический Сад”, но об этих проектах пока ничего не слышно.

42. Пригородные поезда в метро
В конце 40-х существовал проект пустить пригородные поезда от Ярославского вокзала в тоннели под центром Москвы и состыковать их,выведя на поверхность в районе Таганки, то есть создать систему городских электричек типа немецкого S-Bahn. Этот проект остался неосуществленным.

43. Трехпутные станции
В Москве есть две станции с тремя путями: “Партизанская” и “Полежаевская”. Это остатки неосуществленных замыслов. В районе нынешней “Партизанской” планировалось построить колоссальный стадион, и третий путь сделали, чтобы увеличить пропускную способность станции и исключить давку после окончания матчей. Также здесь планировали организовать вилочное движение, южное ответвление должно было идти вдоль Измайловского проспекта (так же, как оно идет и сейчас), северное — под Измайловским бульваром. От “Полежаевской” тоже планировали строить ветку — в Серебряный Бор и Строгино, в районе улицы Берзарина можно найти остатки этого строительства.

44. Хордовые линии
В конце 1980-х появился оригинальный проект строительства в Москве хордовых линий. С целью обеспечить жителям удаленных районов быстрый проезд, не перегружая пересадки в центре города.Были запланированы четыре хорды: первая должна была идти из Митина через “Парк Победы” в Бирюлево и Бутово, вторая — из Химок через “Рижскую” в Жулебино, третья — из Солнцева через “Парк Победы” и “ВДНХ” в Мытищи, четвертая — из Балашихи через “Ленинский проспект” в Дудкино. По линиям предполагалось пустить десятивагонные экспрессы. Сейчас от хорд практически отказались, в Митино должна прийти Арбатско-Покровская линия, а в Бутове построили наземное легкое метро. Лишь Солнцевская линия иногда еще появляется в планах на отдаленное будущее. Она начнется в Новопеределкине, пройдет через Солнцево, Олимпийскую деревню, Мичуринский проспект, Мосфильмовскую улицу и “Парк Победы”. Дальше через “Международную”, “Беговую”, “Савеловскую” и “Марьину Рощу” линия пойдет к “ВДНХ”, а оттуда под Ярославским шоссе — в Мытищи.Или не пойдет.

Планы на будущее

45. Новые станции на Кольцевой
На Кольцевой линии появятся еще две станции: “Суворовская” в районе Театра Российской армии (между “Проспектом Мира” и “Новослободской”) и “Российская” в районе Белого дома (между “Краснопресненской” и “Киевской”).

46. Люблинская линия
В этом году обещают открыть станции “Трубная” и “Сретенский Бульвар”, а через пару лет — “Достоевскую” в районе Театра Российской армии и “Марьину Рощу” около кинотеатра “Гавана”.

47. Калининская линия
Эта линия пока не строится, однако у нее радужные перспективы. После “Третьяковской” запланирована станция “Кадашевская” под островом на Москве-реке, дальше будут станции “Остоженка” с пересадкой на “Кропоткинскую”, “Смоленская” с пересадкой на две другие “Смоленские”, а затем линия придет в “Сити” к “Международной”. Потом тоннели пойдут через Филевскую пойму и Серебряный Бор в Строгино.

48. Новые выходы старых станций
Помимо новых линий в Москве строятся также новые выходы из старых станций. К 2010 году планируют открыть новые выходы из станций “Бауманская” и “Арбатская”,а к 2012-му — третий выход из “Комсомольской”.

49. Метро в Строгине и Митине
Схема метро на западе Москвы претерпит сильные изменения. К концу года обещают построить тоннели от “Парка Победы” до “Кунцевской”. Станции “Молодежная” и “Крылатское” отойдут к Арбатско-Покровской линии, а “Кунцевская” станет конечной для Филевской линии. Из “Крылатского” поезда по новым тоннелям пойдут вСтрогино.Если верить московскому правительству, всего через полгода строгинцы смогут быстро добираться до центра (примечание: уже построено). В 2008 году между “Парком Победы” и “Кунцевской” откроют станцию “Славянский Бульвар”, а к 2010-му обещают построить еще три станции.

50. Новая наземная станция
На наземном участке между “Автозаводской” и “Коломенской” планируют построить станцию “Технопарк”.

Автор — Журнал TimeOut

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Нравится
Запись опубликована в рубрике гортранспорт, метро, необычное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

13 комментариев: 50 фактов о московском метро

  1. Free Researcher говорит:

    Кхм! 48 и 49 хотя бы поправьте — это уже устаревшие данные!

  2. Лунат говорит:

    на монерельсе проезд стоит как и обычное метро, а не 50 рублей. и народу там достаточно.

  3. Seva100pol говорит:

    “Это самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Однако в мире есть станции и глубже: например, киевская “Днiпро” — 100 м.”
    Хм.. станция “Днепр” в Киеве находится на поверхности

  4. deadlift говорит:

    на счет крыс мне кажется, что это легенды!!!!

  5. Уютный говорит:

    Всё никак не могу посетить музей, хотя очень хочется узнать историю создания метрополитена.

  6. Алексей говорит:

    Да уж — метро это просто клондайк для всяких легенд и страшилок. Не зря сколько фильмов ужасов снято на эту тему…

  7. english_man говорит:

    Некоторые факты вполне известны, а вот по поводу крыс-мутантов, или как вести себя попав на рельсы… Не знал. Я так понял — лучше оставаться на поверхности:)

  8. Berman говорит:

    В Казани тоже, как только появилось метро, появились страшилки о мутировавших крысах и тараканах. :)

  9. Олег говорит:

    одно из лучших в мире

  10. Даниил говорит:

    Надо же, я и не думал, что столько есть слухов.

  11. Dr.Hirst говорит:

    Автор! Вы перепутали Киевские станции “Дніпро” и “Арсенальна”!

  12. zaken 49 говорит:

    Пункт 33. Вы забыли ещё один масенький метромост через Яузу на перегоне Бабушкинская — Медведково.

  13. Машинист электропоезда говорит:

    Участок “Черкизовская — Преображенская пл” не войдёт в большое кольцо. А вот “Черкизовская — Ул. Подбельского” — это действительно участоу запланированного второго кольца.

Добавить комментарий для Машинист электропоезда Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>